Мастерская дневной занятости для людей с ментальными нарушениями «В добрый путь»

Мастерская дневной занятости для людей с ментальными нарушениями «В добрый путь»

Победитель 1 конкурса 2021 года Фонда Президентских грантов

Проект является логическим продолжением предыдущего «Содействие образованию людей с ОВЗ «В добрый путь. Развитие» и направлен на организацию мастерских дневной занятости для подростков и людей трудоспособного возраста с особенностями психического и интеллектуального развития (РАС, ЗПР, умственная отсталость, Синдром Дауна, ДЦП), проживающими в семьях. Министерство труда и социальной политики Приморского края выделило целое здание под «Центр социальной занятости и творчества для инвалидов с ментальными нарушениями», в котором под мастерские отведено 87 кв. метров на условиях безвозмездного пользования. Это будет первый Центр такого рода в Дальневосточном регионе.

С 2018 года мы реализуем творческие проекты по гончарному делу, живописи и ткачеству с людьми с различными ментальными нарушениями, в основном это люди с расстройством аутистического спектра (РАС). На данный момент арт-мастерскую посещают более 30 человек от 11 до 26 лет. В большинстве своем эти ребята приходят в сопровождении родителей, многие не могут ни говорить, ни читать, ни писать, но все заняты посильным трудом и учатся простым навыкам самообслуживания. Они рисуют, создают керамические авторские работы, которые мы реализуем за благотворительные пожертвования на ярмарках, а с рисунками участвуем в выставках. Трое из наших постоянных посетителей уже год как приезжают без сопровождения на общественном транспорте и помогают в мастерской на добровольных началах.

По проекту планируется обустроить мастерские и организовать 5-тидневную работу мастерских на новой площадке, а также открыть дополнительное направление деятельности – швейное дело. Мастерские смогут посещать не менее 50 особых подростков и людей трудоспособного возраста.

В целях повышения компетенции специалистов по работе с данной категорией инвалидов, в проекте предусмотрено онлайн-обучение от Благотворительного Фонда «Единение» и применение практики Инклюзивных мастерских «Сундук» по подготовке людей с ментальными нарушениями к трудоустройству https://m-sunduk.ru.

В целях улучшения качества жизни людей с ментальными нарушениями и взаимоотношений в их семьях, в проекте предусмотрено не менее 36 психологических семинаров и тренингов по улучшению психоэмоционального состояния родителей инвалидов.

А также психолог будет отслеживать изменения психоэмоционального состояния самих особых ребят (особенно невербальных) по их рисункам в динамике и направлять педагогов в соответствии с этими изменениями.

С целью повышения социальной толерантности по отношению к людям с ментальными расстройствами в проекте будет проводиться работа, направленная на снижение страха и напряжения в обществе посредством создания ряда выставок художественного творчества особых людей, подкрепленных фотографиями процесса создания картин, а также за счет привлечения внимания общественности и СМИ к проблемам и талантам людей с особенностями развития. Планируется проведение не менее 5 выставок до 31 июля 2022 года.

Мы создаем условия, чтобы как можно больше людей с ментальными нарушениями освоили посильные навыки труда и научились работать в команде, а также, чтобы общество научилось их правильно воспринимать. Всё это в будущем поможет им не стать обузой и приносить пользу обществу.

ЦЕЛЬ:

Улучшение качества жизни подростков и людей трудоспособного возраста с ментальными нарушениями в г. Владивостоке путем создания условий для дневной занятости, повышения компетенций специалистов, а также повышения лояльности общества к людям с особенностями развития.

ЗАДАЧИ:

  • 1. Организация условий для дневной занятости людей с ментальными нарушениями
  • 2. Повышение уровня компетенций специалистов проекта
  • 3. Улучшение психоэмоционального состояния родителей инвалидов и самих людей с ментальной инвалидностью
  • 4. Повышение лояльности общества к людям с ментальными нарушениями

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

По данным Гос. доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Приморском крае», в 2018 году доля детей до 14 лет с детским, атипичным аутизмом возросла на 58,9%, доля подростков 15-17 лет - возросла на 129,3%, доля взрослых – на 700% по сравнению с 2016 годом. Более точной статистики по отдельным видам ментальных нарушений и возрастным категориям еще не существует. По внутренней статистике Благотворительного фонда «Владмама», людей с Синдромом Дауна в Приморском крае насчитывается около 400 человек, а в г. Владивостоке проживает примерно 80 из них.

По данным пресс-службы министерства здравоохранения страны, в 2014 году зарегистрировано 13 897 человек с аутизмом, в 2018 году - 31 415, таким образом, ежегодно это число увеличивается на 31% https://ria.ru/20190402/1552305150.html.

В коррекционных школах и социально-реабилитационных центрах дети получают услуги до 18 лет, затем в большинстве своем остаются в семьях. Тем самым они инвалидизируют свои семьи, так как не способны к дальнейшему самостоятельному обучению и трудоустройству, вынуждая членов семьи оставаться дома.

Всего 3 Некоммерческие организации в городе Владивостоке организуют дневную занятость для подростков и молодых людей с ментальными нарушениями, одной из которых является АНО «Школа дружбы». В одной некоммерческой организации - театральная студия, гончарная мастерская, кухня; в другой – цирковая подготовка; в нашей организации – гончарная мастерская, живопись, ткачество, психологическое сопровождение особых детей и их родителей, а также планируется открытие швейной мастерской. Почти 80 человек с ментальными расстройствами от 11 лет и старше стабильно посещают эти организации, среди которых более 30 человек третий год подряд приходят в нашу мастерскую. Это не вся целевая аудитория. По неофициальным данным в городе проживает более 300 семей с инвалидами с ментальными нарушениями трудоспособного возраста (14+).

Актуальность проблемы с каждым годом растет, так как новое поколение особых детей подрастает быстрее, чем появляются квалифицированные места для их абилитации, а уровень компетенций и количество специалистов растет очень медленно из-за отсутствия профессиональной подготовки по данному направлению в учебных заведениях. Поэтому в целях повышения компетенций и расширения кадровых ресурсов «Школы дружбы», Благотворительный Фонд «Единение» проведет программу обучения на основе полученного положительного опыта с 2013-го года в инклюзивных мастерских г. Москва. Повышение уровня специалистов будет основой для подготовки особых людей с учетом их возможностей к дальнейшему трудоустройству и внедрения системы сопровождения для них и их семей.

Основой для комфортной и полноценной жизни людей с ментальными нарушениями является его семья и атмосфера в ней, поэтому очень важно оказывать психологическую поддержку родителям людей с особенностями, которые чаще всего находятся в состоянии депрессии или эмоционального выгорания. Родители «опускают руки», не занимаются своими детьми, считая все усилия бесполезными. Психологическая системная поддержка родителям особых детей в городе социальными службами не оказывается в полной мере, а из опыта работы мы отметили что при системном подходе к родительской поддержке меняется психоэмоциональное состояние взрослых в семье, что оказывает благоприятное влияние на состояние и развитие их ребенка. Поэтому в проекте предусмотрено психологическое сопровождение родителей инвалидов, посещающих мастерские, в виде оф- и онлайн семинаров и индивидуальных консультаций.

В России, а особенно в отдаленных регионах страны, остро стоит проблема инклюзии не только в системе общего образования, откуда особые дети вынужденно переходят в коррекционные школы или на домашнее обучение. Проблема инклюзии распространена и во взрослой жизни. До сегодняшнего дня в социуме не сформировалась готовность принимать «других» людей. В первую очередь, причина кроется в отсутствии посвященности в особенности проявлений ментальных нарушений, что приводит к беспричинным страхам окружающих, а особых людей - к изоляции.

Необходимо создавать условия, чтобы каждый человек мог самовыражаться и чувствовать себя в безопасности. Речь идет об инклюзивном обществе. С целью повышения социальной лояльности к людям с ментальными расстройствами, в проекте предусмотрена организация ряда выставок художественного творчества особых людей с фотографиями процесса их создания, а также привлечение внимания общественности и СМИ к проблемам и талантам людей с особенностями развития.